Агра. Тадж Махал

Агра – город на берегу реки Ямуны в северном штате Уттар Прадеш. Столица великих моголов с 1528 по 1658 год. Сам по себе город ничем не интересный, пыльный, грязный и непривлекательный. Но посетить его обязательно стоит, чтобы посмотреть на Великолепный Тадж Махал – жемчужину индоисламской архитектуры, Форт Агры – классическое крепостное сооружение великих Моголов с дворцами, садами и мечетями на территории, и город-мечту Фатехпур Сикри. Построенный великим императором Акбаром, Фатехпур Сикри, должен был объединить все основные религии мира, что ярко выражено в архитектуре города, и стать символом новой религии – Дин-и-Иллахи («божественная вера»), синтезированной Акбаром в философских диспутах с представителями других конфессий, но этому не суждено было сбыться - город опустел через 14 лет после постройки... В Агре есть и другие достопримечательности, такие как Гробница Итмад-Уд-Даула (Беби Тадж), гробница Акбара в Сикандре и др.

Вообще, по программе «Золотой Треугольник», включающей в себя такие города как Дели, Агра и Джайпур находятся десятки, а то и сотни интересных объектов средневековья, но нет смысла пытаться осмотреть и половину из них, достаточно самых впечатляющих строений, чтобы составить впечатление об этой эпохе великих царей, великих святых и, конечно же, народа – народа, способного на создание таких прекрасных памятников архитектуры и искусства, народа, который рождает таких мастеров, способных на создание самого известного архитектурного ансамбля востока, «Слезы на лице вечности», как назвал Тадж Махал индийский писатель Рабиндранат Тагор. 

Комплекс мавзолея Тадж Махал (букв. ВЕНЕЦ ДВОРЦА), постороил в 1631-1648гг. могольский император Шах Джахан для своей жены Мумтаз, которая умерла сразу после рождения 14 ребенка.

Тадж Махал великолепен не только своим архетиктурным гением, но и удивительной игрой света. В разное время суток он окрашивается в различные оттенки цветов. При восходе солнца он приобретает розовые и золотистые оттенки, днем, при ярком свете, он кажется белоснежным, а ночью, при свете луны, он окрашивается в серебристый цвет. При взгляде на Тадж Махал в дымке раннего утра, он кажется парящим в воздухе – в нем не ощущается монументальная тяжесть, обычно присущая мавзолеям.

 Главные ворота (Мумтаз Махал Гейт), распологающиеся в северной части двора (Форт Корт), ведут непосредственно к парку Чарбагх и мавзолею Тадж Махал. Они построены в 1648 году из песчаника с добавлением мрамора. Украшают ворота 22 белых башенки, по числу лет строительства всего комплекса.Также на воротах видна надпись из 89–й главы Корана, последние слова которой "Войди в Мой Рай". Эта и многие другие надписи на гробнице придают дополнительный смысл всему комплексу.

 Внутри комплекса был устроен водяной канал с прудом, в котором отражается образ усыпальницы. Также с двух сторон были разбиты прекраснейшие сады, но, к сожалению, их былое великолепие, поражавшее изысканной растительностью, не сохранилось до наших дней( 

 Ежегодно Тадж Махал посещает от 3 до 5 миллионов человек, из них более 200 тыс. из-за границы.Тадж Махал включен в список новых Семи чудес света, в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Довольно большая очередь образуется уже с 6 утра, ко времени открытия мавзолея)

 По периметру здания поднимаются четыре трехэтажных минарета высотой (41,6) метра. Минареты слегка отклонены в сторону от мавзолея, чтобы в случае земелетрясения не обрушиться на него.

 Резьба джали на восьмиугольной решетке вокруг гробницы составляет сложную комбинацию геометрического и растительного ортамента. Проникающий свет создает мозаику теней на кенотафах

 Тадж Махал все еще впечатляет своей белизной и оттенками мрамора. Но уже сейчас очевидно, как влияют загрязнения окружающей среды на весь комплекс. Из-за загазованности воздуха мавзолей стал терять свою белизну, а из-за загрязнения реки Ямуны возникла угроза ее обмеления, что привело к оседанию мавзолея. На стенах гробницы стали появляться трещины. Правительство Индии борется с загрязнением окружающей среды, вынося за черту города фабрики и заводы, а также мелкие производства, работающие за счет генератора или на угле. В результате, владельцы производств и рабочие стали устраивать забастовки, они не хотели терять свой бизнес и рабочие места. Высший суд Правительства и ЮНЕСКО приняли совместное решение: «Если бывшие владельцы и рабочие смогут зарабатывать хоть какие-то средства, занимаясь ремеслами – традиционным ручным производством, то им не придется платить никаких налогов!»