Гималаи. Кедарнатх - открытие храма

  • Печать
Шри Кедарнатх – одно из главных мест паломничества в Индии, посвященное великому Шиве. Это третья из четырех знаменитых гималайских Чар Дхам. Посреди долины Кедарнатх, в окружении панорамы заснеженных пиков, стоит храм, на высоте 3583м, в котором находится сваямбху (самопроявленное) божество Шива-Лингам. Это один из 12 джьотир лингамов (проявленных из света) – важнейших мест паломничества, расположенных по всей Индии. «Кедар» на санскрите означает «терассы» – ступенчатые, искусственно возведенные поля для выращивания злаковых культур в условиях высокогорья. «Натх», с санскрита – «повелитель», т. е. «Кедарнатх» означает «повелитель, создающий все условия для роста и созревания каждой обусловленной души в этом мире». Здесь Шиве поклоняются как йогу-мистику и покровителю всех йогов. Паломничество в это место дарует неисчислимые блага и благословления, упомянутые в «Сканда пуране», «Шива пуране», «Гаруда пуране», «Кедаркальпе», «Махабхарате». Здесь можно получить даршан самого Шивы, это место дарует освобождение. Ощущение присутствия божественности достигает пика на даршане внутри храма, и паломники, падая ниц перед лингамом, явственно ощущают свободу от эго, и чувство радости и счастья переполняет их души. Ежегодно, во время сезона, это место посещает до 300 тысяч человек. В этом районе находится около двухсот святилищ Махадева, самые значимые из них упомянуты в древних писаниях, и самые доступные из них – это Гаурикунд, озеро Чаробари тал, озеро Васуки тал, храм Бхайронатха или Калабхайравы, место самадхи Ади Шанкарачарии. Кедарнатх также является местом истока одного из притоков Ганги - реки Мандакини, которая берет свое начало у ледника Чоробари и течет до Рудра праяга, где сливается с Алакананда Гангой. Храм открыт только шесть месяцев в году. В зимний период здесь очень холодно, все засыпает снегом, храм и дороги к нему закрывают, и поклонение божеству переносят в поселок Укхиматх. После долгой зимы, традиционно открытие храма празднуется в благоприятный день Акшая Тритья - этот день выпадает в период с последней недели апреля по середину мая, и в конце сезона храм закрывают на пятый день фестиваля ДивалиБхай бхота.

 

 Вот так, веселой компанией паломников, в предвкушении приключений и озарений ), на популярной в Гималаях машине марки "Махиндра", мы начинаем свое путешествие в Шри Кедарнатх. 

Гаури кунд (купель Богини Гаури) – первое, самое сакральное место на пути в Кедардхам, находится в одноименном поселке Гаурикунд 1980 м, из которого начинается пешее восхождение к храму Кедарешвара. В пуранах описывается, что в этом месте Богиня Гаури томилась, дожидаясь своего совершенолетия, перед тем, как стать супругой Господа Шивы. Вода в кунде является целебной и обладающей многими мистическими свойствами. Это место особо почитается шактами, а также притягивает оно и тантриков, магов, кауликов, алхимиков и всевозможных колдунов, использующих воды кунды в своих зельях и ритуалах. Ведь именно в этом месте у богини излились первые месячные, а сама кунда симвлизирует лоно Гаури. Здесь паломники проводят пуджи и огненное арати, поклоняясь Матери, читают Девимахатмью (700-стишие Богини Дурги), Шивамахимна-стотру Пушпаданты (Гимн о величии Шивы) и затем начинают подъем в Храм Кедарнатх. В трех километрах от кунды находится Мунд Ката Ганеш - то самое место, где после известных событий, описанных в Шива пуране, сын Шивы и Парвати обрел голову слона и стал любим и почитаем всеми как Ганеша. В летний месяц Шраван (июль-август) – особое время для почитания Господа Шивы, в эти места стекается огромное количество паломников со всей Индии.  

Этот горячий источник находится чуть выше Гаури кунды, также обладает целебными свойствами. Паломники делают тут омовение перед тем, как начать очистительные ритуалы и поклонения перед подъемом в Кедарнатх мандир.

Стоянка лошадок и доли (спец. носилки для людей или паланктины). Многие паломники поднимаются в Храм на лошадях или их несут в паланктинах, т. к. 14-ти километровый подъем до поселка Кедарнатх довольно утомителен, особенно для пожилых людей, и занимает около шести часов.

Вот так можно отдохнуть по пути в обществе садху, также поднимающихся на даршан к Махешваре.

Дорога вымощена булыжником и камнями, на которых часто подскальзываются лошадки, а изредка и падают, так что, когда будете выбирать лошадь, смотрите, чтоб она была отдохнувшей и полной сил ). И конечно, лучше ради собственного очищения пройти весь путь пешком. По дороге находится Гарур-Чатти ашрам - в этом месте Вишну оставил Гаруду и свою колесницу, и дальше пошел пешком, чтобы посетить Шиву в его обители.

За очередным поворотом открывается великолепный, захватывающий дух вид на вершину Кедарнатх (6970м).

Вид на поселок Кедарнатх с противоположной горы.

 Храм Кедарнатха. Возведен около пяти тысяч лет назад легендарными братьями Пандавами. После 18-ти дневной братоубийственной войны, в которой погибло около 600 миллионов человек с обоих сторон, а победителями стали Пандавы, братья чувствовали вину за гибель всего рода Кауравов, приходившимися им кровными родственниками. Риши Вьяса, дед Пандавов, дал указание братьям идти в Каши (Варанаси), чтобы получить даршан Шивы и попросить о прощении греха братоубийства. Но Шива не захотел появляться перед братьями и ушел в Гималаи в Гуптакаши, но Пандавы и там нашли его. Тогда Махадев обернулся белоснежным быком и смешался со стадом коров, пасущихся в долине Кедарнатх. Братья, обладающие божественной интуицией, обнаружили его в стаде, и тогда могучий Бхима, расставив ноги, стал прогонять быков под собой. Шива не мог позволить оседлать себя и ушел под землю, оставив на поверхности только свой горб, окаменевший в виде лингама. Пандавы совершили поклонение, и удовлетворенный настойчивостью братьев, великий Шанкара явился перед ними и отпустил им все грехи. Другие части тела Шивы в образе быка, а именно - лицо, живот, руки и волосы, проявились в округе в виде лингамов и стали называться Рудранатх, Мандхмахешвар, Тангнатх и Кальпешвар. Вместе с Кедарешваром эти места стали известны как Панч Кедар, или пять проявлений Господа Шивы. Паломничество к этим пяти местам является Маха-тиртха-ятрой, дарующей освобождение не только паломнику, но и всей его семье и предкам.

Садху Шиваиты - перед Храмом в день открытия.

Садху.

Большое количество народа приехало на открытие Храма, все крыши близлежащих домов заняты людьми, ожидающими торжественной церемонии.

18 мая 2010 года – день открытия Шри Кедарнатха. Ведущие телеканалы страны освещают это событие.

 Торжественно начали церемонию открытия главный священник храма Шри Бхима Шанкар Линг Шивачарья и ачарья Кедарнатха Шри Умадутт Семвал, в окружении представителей властей штата, с музыкальным сопровождением военного оркестра, играющим на волынках и барабанах.

Равал –один из главных священников Шри Кедарнатах мандира.

Шри Кедарнатх Доли – процессия с паланктином (доли), на котором преданные несут Мурти Бхагавана Шанкары, которому они поклонялись в Укхиматхе, пока Храм Кедарнатха был закрыт на зимний сезон.

Мурти Бхагавана Шанкары в виде серебряного Лингама с четырмя лицами по сторонам света. Священники храма будут проводить сложный ведический ритуал – пранапратиштха –перенос праны божества в каменный Лингам, находящийся в храме.

Click to download in FLV format (6.52MB)
 

Мурти Бхагавана Шанкары только что принесли к дому главного священника храма. Люди радуются и танцуют под звуки волынок ))

Девушки в национальных одеждах танцуют в честь праздника.

С раннего утра огромная очередь паломников выстроилась для посещения храма и даршана божества. Но мы, как западные, и потому наименее терпеливые граждане, несмотря на очередь и с благословления полицейских, встали в самом ее начале и одни из первых получили даршан Махадева.

Садху.

Садху.

Садху.

Храм Кедарнатх, со времен Пандавов, не раз перестраивался и реставрировался. Последняя крупная перестройка была проведена великим Гуру Шанкарачарьей в VIII веке. Через некоторое время он ушел в Махасамадхи, удивительным образом войдя в скалу, что за храмом, и оставив там лишь свой посох. Сейчас в память о том событии на этом месте стоит стелла. Храм построен по всем правилам васту из многотонных монолитных камней, а перед храмом стоит большая фигура быка Нанди, также сделанная из монолита. И теперь возникает вопрос, как столь огромные и тяжелые камни были доставлены сюда в те времена, когда и намека не было на горные дороги. О местном происхождении строительного материала и говорить не приходиться – мягкие здешние породы земли, значительно подверженные эрозии под воздействием воды и ветра, полностью это исключают. Еще одну загадку для ученых представляет надпись на брахми, сделанная по периметру храма. Со стороны южного входа в храм, нас встречают два стража (Дварапала), бык Нанди (вечный спутник Шивы) и мурти Ганеши. С обратной стороны храма находится Амрита-кунда, в которую стекает чаранамрита – жидкость, получаемая после Шиваабхишеки, которая считается нектаром бессмертия (амритой). При входе в первую большую залу можно увидеть мурти Нараяны и Лакшми, его супруги, а также скульптуры пятерых Пандавов с их супругой Драупади. Далее следует гарбха-гриха - алтарная часть храма, символизирующая лоно Матери, в которой и находится сваямбху джьотир Лингам Господа. Весной, когда храм открывается после шести месяцев зимнего сезона, пуджари каждый год наблюдают удивительную картину: все подношения и цветы остаются свежими в течении этих шести месяцев отсутствия людей и, кроме того, акханда-дипа (лампада на алтаре) продолжает гореть также, как и полгода назад перед закрытием храма. Британские чиновники в свое время проверяли это чудо в течении трех лет.

За Кедарнатх мандиром располагается лагерь садху-шиваитов, живущих здесь все лето в шатрах-палатках.

В лагере садху-баба. Они как правило сидят вокруг дхуни, курят чарас, рассказывают Шива-катху, поют гимны из писаний, прославляющих Шиву и Парвати, по утрам делают йогические практики. Живя и практикуя садхану в этих холодных, суровых местах, они жертвуют свою жизнь (материальную) в огонь йогической тапасьи и радуют своего иштадева (Шиву) подвижничеством и вайрагьей, направленной на достижение Шивалоки (мира Шивы).

Общаемся с бабовичами ))

Девушки из нашей группы обрабатывают медициной язвы мальчику-садху.

 В сопровождении садху Дхуни Гири бабы, мы отправились к озеру Чоробаритал. Несложная дорога занимает около одного-двух часов неспешной ходьбы, длиной один километр.

Дхуни Гири баба.

По дороге к озеру мы встретили паломников. Мужчина (на фотографии с посохом) - командир экипажа боинга на международных авилиниях Индии, также идет в сопровождении садху. Вообще, на пути к озеру, не требуются проводники, но паломничество в обществе святых людей- носителей местной культуры и религии, их присутствие в группе и общение, привносят правильную мотивацию и смысл в течении всей ятры (паломничества).

Мила

 Озеро Чоробаритал, по форме напоминает череп, высота около 4000 метров. На фотографии видно, что озеро пересохло, но в сезон дождей оно вновь наполнится водой. Озеро также называют Ганди-саровар, потому что после кремации тела Махатмы Ганди, часть пепла развеяли над водой. В этом месте начинается Махапатх – путь в небеса. В писаниях сказано, что прах людей, развеянный здесь, гарантирует им освобождение и Шивасаюджью. Летом, в месяц Шраван, на озере распускаются удивительные по своей красоте лотосы и также говорится, что в этом месте получил свое рождение Брахма. За последние двести лет, около 1500 человек сбросились с близлежащих утесов вниз, чтобы закончить свою сансару и обрести освобождение из круговорота рождений и смертей.

 Поселок Кедарнатх. На фотографии с левой стороны от поселка видна тропа, ведущая к храму Калабхайравы, расположенному под открытым небом на выступе одной из скал. На небольшой площадке установлено несколько древних мурти Бхайравы (гневного воплощения Господа Шивы), а также место для ягьи (проведения огненных жертвоприношений). Божество является защитником этих мест, особенно в то время, когда поклонение Джьотир Лингаму переносится в Укхиматх. С этого места открывается прекрасный вид на долину Кедарнатха и окружающую панораму гор, белоснежные облака проплывают мимо на расстоянии вытянутой руки.