Шёлковые ковры из Кашмира

  • Печать
Кашмир находится на территории Индии, граничащей с Пакистаном и Китаем, недалеко от Тибета. Центральный город Кашмира спрятан природой между трех озер, окрестности украшает необычайная растительность и вид туманных гор. Долина Кашмир расположена на севере Индии и граничит с Пакистаном и Китайским Тибетом. Столица Кашмира – Шринаггар (в пер. с санскрита «Священный город») укрыт в ложбине трёх озер, окруженный кольцом туманных гор.

Но не только сказочной красотой славен этот регион…Мировой славой пользуются здешний шелк наивысшего качества и тончайшая шерсть горных коз – «пашмина». Отличный кашмирский шелк ценится во всем мире благодаря своей тонкости, высочайшей прочности и натуральности окраса, который сохраняется под воздействием солнца и воды. Следует заметить, что тутовый шелкопряд тоже выводиться здесь в долине, где и растет Тутовое дерево.

Как и сотни лет назад мастера вручную ткут знаменитые кашмирские ковры. В зависимости от величины один такой ковер может ткаться на протяжении от двух до семи лет одной семьёй. Кашмирцы изготавливают ковры шерстяные, тонкие шелковые и шерстяные с шелковыми вставками мерцающими подобно перламутру. К чисто шерстяным коврам принадлежит элита кашмирского ткачества: ковры "антики", имитирующие драгоценные антикварные ковры.

Необыкновенно красивы и изысканы шелковые ковры, поражающие благородными сочетаниями красок и мягким сиянием нити. Изобилие красок, высококлассных шелка и шерсти, красота окрестностей Кашмира, вдохновляющая мастеров, выливаются в истинные произведения искусства. История ковроделия в Индии началась со времени правления здесь великого суфия Персии Хазрат Мир Сайд Али-Хамдани (1341-1385 г.г.). Лучшие мастера Персии по его зову пришли в Кашмир, чтобы обучить местные семьи искусству ковроткачества.

Ранние произведения определенно отражают персидское влияние. Позже индийское искусство плетения ковров приобретает собственные черты. В индийских коврах заметен явный интерес к изображению природы, растительного мира и, особенно, к изображению цветов. В начале 17 века император Джахангир поручил известному мастеру миниатюры – Мансуру, зарисовать многочисленные цветы Кашмира, чтобы они послужили для мастеров-ковроделов моделями, которые представляли собой разбросанные по полю цветы, напоминающие драгоценные камни, соединяющиеся побегами и стеблями, образующими изящный узор.

 Также традиционным для индийских шелковых ковров являются сюжеты с изображением сцен охоты в диких лесах, где обитают хищники, порхают птицы с ярким оперением, бродят величественные слоны – все это на фоне детально выписанных разноцветных природных ландшафтов. В этих коврах с их изобилием декоративных элементов легко угадывается влияние искусства миниатюры. Многие ковры из Индии ткутся с применением типично персидского орнамента, при этом они имеют очень высокие качественные характеристики. Особенно этим отличаются кашмирские шелковые ковры, которые ткутся из высококачественного местного шелка с использованием особенно устойчивых красителей. Кашмирские ковры из шелка бывают как высшей узелковой плотности ( до 1.5 млн. узлов на кв.м ), так и средней, в которых для уточной основы используются хлопковые нити.

Самое важное развитие кашмирских ковров относится ко времени правления Зайнула-Абадина в начале 18 века, когда ковры получают свою известность далеко за пределами региона и начинают пользоваться огромным спросом , благодаря своей неподражаемой красоте и роскоши. В нынешнее время Кашмир является основным регионом изготовления индийских ковров из шелка. По сей день в долине есть семьи, передающие свои секретные коды узоров из поколения в поколение, и создающие свои творения по древнейшим рецептам своих прадедов.

Ковры из чистого шелка сверкают, как глянец, долго сохраняют свой блеск и являются невероятно прочными – они не сравнимы ни с одним другим видом ковров в мире. Благодаря тончайшей природе шелка, ткач (художник) может плести большое количество узлов на одном квадратном сантиметре, таким образом, создавая неповторимый дизайн и различные редкие мотивы, как например, АРЕБДИЛ, КАШАН, САРУК, ТАБРИЗ.

В основном, кашмирские ковры создаются из узлов, сплетенных по-персидски - это означает, что нити, создающие узел, делают ковер еще более прочным. Благодаря этому, есть возможность сделать рисунок на ковре еще более утонченным по сравнению с коврами, где узлы плетутся традиционным способом (что часто приводит к потере яркости, ухудшению качества ковров и их изношенности. Все шелковые ковры имеют невероятное природное свойство отображения различных цветов, что можно заметить, взглянув на ковер из-под разных углов. Часто цвета могут отображать, к примеру, оттенки «дня и ночи», таким образом, создавая иллюзию двух ковров вместо одного. Эти изменения во внешнем облике и цвете ковра абсолютно естественны – они являются результатом натурального блеска и свечения шелка, особого переплетения нитей и самой техники плетения из шелкового волокна – все это делает шелковые ковры несравнимыми по своему сиянию ни с одними другими и заставляет людей с любовью называть их «волшебными» или «магическими» коврами.

В последнее время индийские шелковые ковры ручной работы в мире достигли пика своей известности и стали очень популярны, так как по сути дела это произведения искусства, достойные стать предметом коллекционирования. Они, успешно конкурирующие с персидскими коврами, по праву признаны знатоками и ценителями лучшими в своей категории. Приобретением шелковых ковров наряду с известными картинами занимаются банки, а также крупные финансовые структуры по всему миру, так как это является выгодным вложением и хорошими инвестициями. Периодически они занимаются выставочной деятельностью, зарабатывая на этом деньги. Цена старинных ковров на аукционах достигает миллионов долларов. Одна из самых больших коллекций шелковых ковров имеется у компании «Lufthansa». Крупные коллекции имеются также у австрийских и немецких банков. Ряд крупных российских компаний имеют свою коллекцию ковров.

Покупая шелковый ковер Вы не просто приобретаете предмет интерьера, а также делаете хорошие инвестиции, так как ковер со временем становится только дороже. Существует быль, что в средневековую эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, прежде чем поместить ковер во дворце, его сначала раскладывали посреди улицы, чтобы люди, коровы и мощные слоны безжалостно топтали его. От такой пытки ковер становился только лучше: краше, мягче и долговечнее. Кашмирские ткачи дают гарантию на свои изделия в 200 лет.

 

Материал взят с сайта www.ayur.ru