Орисса. Найденный рай

  • Печать

Плавали - знаем. Разглядывать достопримечательности, пробовать деликатесы, восхищаться музеями, заниматься шопингом в разных частях света. И за всем этим скука одних и тех же гамбургеров, дизайнерских лейблов и неизменно однообразных впечатлений. Даже навязчивая пикантность местной атмосферы создана только для туристов. Что еще может предложить мир? Хорошая новость – МНОГО ЧЕГО.

На первый взгляд, Рагхураджпур, живописная маленькая деревушка, расположенная среди кокосовой рощи на берегу извилистой реки в Ориссе на восточном побережье Индии, производит впечатление обычного поселения, хотя это далеко не так. Это одно из немногих оставшихся мест в мире, где разрушение культурного наследия, спровоцированное глобализацией, было повернуто вспять. Где ремесленное мастерство, оттачиваемое столетиями, является почитаемой традицией и до сих пор передается от отца к сыну с большим уважением. Посетить музей с бесценными произведениями искусства, помещенными в стерильные условия - это одно, а пройтись по улице, где каждый дом - это мастерская, а каждый житель - художник, это совсем другое.

Творчество - это обычный стиль жизни здесь. Будь то исполнительское или изобразительное искусство, каждый мастер занимается одним или более из девяти основных форм ремесла - Патта Читра (роспись по ткани), Талапатра Читра (роспись на пальмовых листьях), Матха Читра (роспись по чесучовому шелку), резьба по дереву, изготовление статуй из камня, папье-маше (изготовление масок и других произведений искусства из бумажной массы), изготовление игрушек из коровьего навоза, роспись кокосовых орехов и изготовление игральных карт Ганджифа. Но поставило Рагхураджпур на карту мирового искусства именно мастерство умельцев Патта Читры. Несколько мастеров получили президентские награды за свое творчество, благодаря которому, деревня получила национальное признание и международную известность.

Цель недавней программы по возрождению искусства заключалась в том, чтобы воссоздать картины, найденные в старых храмах и преобразовать деревню в живой музей разнообразной стенной живописи Ориссы. Помимо мифологии, созданы захватывающие картины, показывающие повседневную жизнь деревенской Ориссы: фермер со своим стадом, женщина, выполняющая работу по дому, смотрины невесты в традиционном организованном браке и история листьев бетеля, которые внесли свежесть в вековое искусство. Тонкое мастерство привлекает больше посетителей, таким образом, увеличивается доход от туризма.

Рагхураджпур также является домом для живой традиции исполнительского искусства известной как Готипуа, ранняя форма танцевального стиля Одисси. Маэстро танца в стиле Одисси Гуру Келу Чаран Мохапатра родился в Рагхураджпуре и там же прошел начальное обучение в традиции Готипуа. В Ориссе даже танец и музыка являются формой поклонения.
Бог Джаганнатх и мифология органично связаны с музыкой, сюжетной линией и даже костюмами. Изящные жесты и символические позы используются для повествования. Чхау - боевой танец, полный движениями, символизирующими нападение и защиту, что приковывает внимание зрителей. В отличие от танцевальных стилей Пурулии и Сарайкелы, в чхау, исполняемом в Маюрбхандже в Ориссе, не используются маски, а актерам предоставляется большая свобода движений. Поэтому чхау из Маюрбханджа выгодно отличается хореографией, одни только движения становятся визуальной поэзией.

Как видно из памятников, ории - мастера резьбы по камню, они высекают идеальные копии храмовых скульптур. Игрушки и маски из папье- маше, металлические рыбки из Ганджам, племенные гребни, лакированные коробочки из тростника и декоративные предметы из рога, дерева, морских раковин и терракоты являются процветающими ремеслами. Потрясающе яркие аппликации из Пипли украшают абажуры, сумки, юбки, покрывала. Происхождение текстиля Ориссы в стиле икат восходит к морскому прошлому, когда торговцы путешествовали в Индонезию и Бали. Но все же более популярны храмовые орнаменты, лотос, ракушка и колесо, мотивы, принадлежащие культу Джаганнатха. Сегодня эти ремесла рассматриваются не только как способ почитания Бога Джаганнатха, для ремесленников - это способ заработать на жизнь, создавая красивые изделия искусства для местных жителей, туристов и ценителей, которые будут использоваться в качестве сувениров, подарков и украшений.

Украшенный скульптурной работой шпиль храма Лингараджа возвышается над растянувшимся комплексом из 150 храмов Шивы- Вишну, датируемым 7-ым и 11-ым веками нашей эры. Группа богато украшенных башенок виднеется из-за шпиля храма Раджарани.
В Муктешваре внимания заслуживают голова тантрического льва и отсутствие ореолов над головами, указывающих на отличие Богов от людей. Женщины из племени Сантхал до сих пор выступают с полуночными танцами с духами божеств у храма 64 йогинь, которые, по легенде, даруют сверхъестественную силу. Храм Джаганнатха привлекает около 10 000 паломников ежедневно.

Храм солнца в Конарке построен в форме колесницы, везущей Бога Солнца. Через небесный свод колесницу тащат 7 лошадей. Этот храм является венцом великолепного храмового зодчества Ориссы.

Ступа Вишва Шанти и вершинные комплексы Ратнагири, Лалитгири и Удаягири - известные памятники буддистского наследия. Вырезанные в скале пещерные храмы в Кхандагири и Удаягири во времена правления короля Кхаравела были построены как джайнистские монастыри и знамениты тем, что их великолепные скульптуры, отражают время, когда Орисса была процветающим культурным и торговым центром, известным под именем Калинга.

Деревня творческого наследия Рагхураджпур расположена недалеко от столицы штата, города Бхуванешвар, храмового города Пури и прибрежного местечка Конарак с потрясающими местами для отдыха неподалеку.

Пляж Пури очаровывает разнообразием видов: странники на рассвете, возвращающиеся на лодках рыбаки. Во время ярмарки Чандрабхага огромное множество людей стекается на пляж Чандрабхага к Храму Бога Солнца. Европейские особняки, порт и маяк на пляже Гопалпур отзываются эхом колониального прошлого.
В Чандипуре море во время отливов отступает на целые 5 км, дважды в день оно отходит, лаская оставленные на берегу морские звезды и принесенный водой лес.
Чилика - самое большое соленое озеро в Азии площадью в 1100 кв.км, где зимуют перелетные птицы.
Водопады Кхандадхара и горячие источники Атри также являются популярными маршрутами.

Топографическое многообразие Ориссы послужило развитию разнообразных экосистем. Бхитар Карника – вторая по величине экосистема мангровых лесов Индии. Отправьтесь в волшебную поездку на лодке по реке с плывущими по течению деревьями и длинными корнями прибрежных растений, свисающими до самой воды. Питоны, кабаны, макаки-резусы, индийские замбары, переходящие с места на место, так же можно увидеть крокодилов, греющихся на солнце на острове Дангмал. Остров является одним из трех самых крупных мест нереста оливковых морских черепах Ридлея в мире, недалеко расположен черепаховый заповедник Гахирматха - объект мирового наследия.

Завораживающие фестивали проводятся круглый год. Огромное количество почитателей Бога Джаганнатха толкают колесницу божества вперед, танцоры энергично отплясывают, жрецы щедро раздают угощения, каждый момент завораживает и никого не оставляет равнодушным на Ратха Ятре или фестивале колесниц в Пури. Великолепные маски - неотъемлемая часть фестиваля Сахи Джатра. Фестиваль Бали Ятра служит напоминанием о древнем морском наследии Ориссы. Во время праздника на воду спускаются украшенные горящими лампадами бумажные лодочки. Во время буддистского фестиваля Калинга Махотсав проходит демонстрация древних и современных боевых искусств.
Храм Солнца на пляже Чандрабхага является великолепной площадкой для проведения фестиваля танца Конарка, который прославляет многообразие форм индийского танца. От скульптур из песка и культурных мероприятий до пляжных вечеринок, рок- концертов и демонстраций мод - все это предлагает феерический пляжный фестиваль в Пури.

Тур по племенным территориям предлагает редкий шанс познакомиться с жизнью 62 племенных общин Ориссы. Познакомиться с их верованиями, древними традициями. Навязчивые племенные ритмы, маски, змеи и танцы марионеток - бесконечный круговорот веселья. Предлагаю вам переместиться из своей зоны комфорта, окунуться в совершенно другой мир и обрести уважение к природе в разных ее проявлениях, а так же понять другие бесценные истины, которые мы утратили в нашей занятой повседневной жизни.

        

Рачана Рана Бхатачарья, Автор - внештатный писатель и графический дизайнер.

Журнал "Индия перспективы" июнь 2009